Флоренция и Медичи

Город Флоренция и род Медичи связаны с 1434 г.; Флоренция в эпоху Медичи – столица герцогства Тосканского, древняя столица, один из ведущих центров итальянского Возрождения.

Город Флоренция в Италии. Флоренция и Медичи. Главная доминанта города – собор Санта-Мария дель Фьоре.

История Флоренции в эпоху Медичи охватывает 1434 – 1737 гг., с перерывами в 1494 – 1512, 1527 – 1530 гг. В 1434 г. во Флоренции была установлена синьория (тирания) рода Медичи (хотя долгое время сохранялись республиканские учреждения). Могущество флорентийского рода Медичи, правившего во Флоренции, было связано с основанной ими в 15 ст. одной из крупнейших в Европе торгово-банковской компании.

С конца 15 в. Флоренция начала испытывать экономические трудности из-за сокращения сбыта флорентийских сукон (в частности, в связи с развитием английской сукнодельческой промышленности), установления новых торговых путей после открытия Америки, из-за иностранных вторжений в Италию. В 1494 г. народное восстание во Флоренции завершилось изгнанием рода Медичи и установлением республиканского режима под руководством Дж. Савонаролы (1452 – 1498). В 1512 г. Медичи при поддержке иностранных войск восстановили свою власть. В 1532 г. Флорентийское государство, охватывавшее значительные территории с городами Пиза, Ливорно и др., стало герцогством, а с 1569 г. – Великим герцогством Тосканским со столицей во Флоренции, во главе со всё теми же Медичи.

Город Флоренция в Италии.


Могущество было настолько велико, что некоторые из рода Медичи носили королевские титулы и занимали папский престол.
Например, Джованни Медичи (1475 – 1521) – под именем Льва Х (с 1513 г.), Джулио Медичи (1477 или 1478 – 1534) – как Климент VII (1523 – 1534). Известны также две женщины из рода Медичи. Екатерина (1519 – 1589), дочь Лоренцо Великолепного, стала французской королевой – женой Генриха II (1519 – 1559) Валуа, а Мария (1573 – 1642), внучка Козимо I (1519 – 1574), стала женой Генриха IV (1589 – 1610), основателя французской династии Бурбонов.


Медичи удерживали власть во Флоренции, используя средства, которые, можно сказать, расходились с принципами христианской морали.
При этом многие из Медичи покровительствовали учёным и художникам, способствовали развитию культуры Возрождения. Лоренцо Великолепный (1449 – 1492), например, власть которого зиждилась на терроре, сам был поэтом и философом.

Статуя Давида Микеланджело у палаццо Веккьо на площади Синьория во Флоренции. Лев Медичи.


О роли Медичи в жизни флорентинцев свидетельствует и такой занятный факт, отмеченный современником.
Он пишет, что Симонетта Веспуччи, урождённая Каттанео, «имела плоскую, даже впалую грудь, а живот выдавался как у беременной и нос был велик», однако же, подчиняясь вкусам Джулиано Медичи (1479 – 1516), граждане Флоренции считали её образцом красоты и прелести. Впрочем, Сандро Боттичелли (1445 – 1510) оставил нам более известный образ флорентийской красавицы того времени – ветер развевает длинные, белокурые волосы богини с меланхолично-мечтательным выражением лица («Рождение Венеры», ок. 1485 г., галерея Уффици во Флоренции).

Джулиано Медичи. Неизвестный художник. Копия утерянного портрета Рафаэля. 16 в. Метрополитен музей.


Большинство зданий Флоренции, создавших ей славу города – музея, было построено в эпоху Возрождения и при участии правителей из рода Медичи.
Главный собор города – Санта-Мария дель Фьоре – по замыслу авторов должен был вместить все население Флоренции (строился с 1296 г., арх. Арнольфо ди Камбио; достройки 13 и 19 вв.; колокольня – 1334 – около 1359 г., арх. Джотто и др.). Купол собора (его высота составляет 42 м) господствует над городом. Он был создан по проекту Ф. Брунеллески (1337 – 1446) и стал символом Флоренции.

Флоренция и Медичи. Конная статуя Козимо I Медичи на площади Синьория во Флоренции. Скульптор Джамболонья.

На Пьяцца делла Синьория установлена конная статуя Козимо I Медичи работы Джамболоньи (1529 – 1608), скульптуры Донателло, копия «Давида» Микеланджело.
Знаменитые фрески Мазаччо (между 1425 и 1428 гг.) можно увидеть в капелле Бранкаччи при церкви Санта-Мария дель Кармине (1258).

Церковь Санта-Мария Новелла (около 1278 – около 1360 гг.), кроме фресок Мазаччо, украшена работами Д. Гирландайо (1483 – 1561), Ф.Липпи (1406 – 1469), П.Уччелло (1397 – 1475).

Площадь Синьория – главная площадь Флоренции.

В церкви Санта-Кроче (с конца 13 в.), в интерьере которой – произведения Донателло, Бенедетто да Майано (1442 – 1497) и других мастеров, находится мраморная гробница Микеланджело (1570, Дж. Вазари).

В нишах фасада Ореанмикеле (с 1290 г., арх. Арнольфо ди Камбио и др.) можно увидеть скульптуры Л. Гиберти (1381 – 1455), Донателло, А. Верроккьо (1435 – 1488).

Некоторые дворцы Флоренции, с которыми связаны Медичи – известнейшие музеи мира. Это палаццо Питти (ныне галерея Палатина), Уффици (ныне галерея Уффици) и др.