Великий Бенин

Великий Бенин – столица государства Бенин, древний город Африки. Великий Бенин находился на территории современной Нигерии, город был разрушен в 19 ст.

Великий Бенин – столица государства Бенин (местное название Эдо), созданное в 14 – 15 вв. на территории современной южной Нигерии народом бини. Европейцы познакомились с Великим Бенином в конце 15 ст. В 1897 г. город был разрушен англичанами.

Бронзовая плита с изображением портала дворца в Великом Бенине. Британский музей.

Великий Бенин известен только по описаниям. Известно, что дома в этом городе были возведены из краснозёма – типа почвы с повышенным содержанием окислов алюминия и железа, последний элемент и придавал ей красноватый оттенок. Голландские путешественники, посетившие Великий Бенин в самом начале 17 в., с восхищением описывали его широкие, прямые и очень длинные улицы. Они отмечали, что улицы Великого Бенина, так же как и в Голландии, были застроены правильно расположенными большими домами. А царский дворец африканской столицы был «так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной (кроме той, что защищает город с одной стороны).

Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных, длинных четырехугольных галерей почти такой же величины, как биржа в Амстердаме… Кровля этих галерей покоится на деревянных столбах, сверху донизу обитых медью с изображением военных подвигов и битв… Большинство этих королевских домов покрыто пальмовыми листьями наподобие четырехугольных досок. Каждая крыша украшена островерхой башенкой, на которой стоит литая из меди птица с распростертыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная».

Маска. Искусство Бенина. 16 в. Британский музей.

В начале 18 в. дворцовый комплекс Великого Бенина, судя по описаниям посещавших город европейцев, продолжал разрастаться. Галерею дворцового ансамбля поддерживали 58 деревянных столбов высотой в 11 – 12 футов (1 фут – 0,3048 м). За галереей шла глиняная стена с тремя входами. Над средним проходом возвышалась деревянная башня 60 – 70 футов высоты, с верха которой спускалась вниз головой отлитая из бронзы змея. Всего таких галерей во дворце было четыре.

Наиболее поражала европейцев облицовка стен и колонн дворца Великого Бенина орнаментальными или фигурными бронзовыми плитками (гладкие бронзовые плитки использовались для украшения кровли дворца). Эти памятники сохранились, датируют их 16 – 17 вв. – временем расцвета «дворцовой школы» искусства Бенина (15 – первая половина 17 в.). На рельефных бронзовых досках, украшавших некогда стены дворца в Великом Бенине, на фоне цветочного орнамента изображены придворные церемонии, сцены охоты и жертвоприношения. До нашего времени дошла также скульптура, украшавшая покои дворца. Известностью пользуется бронзовое погрудное изображение царицы-матери (16 в.). Это юная женщина, голова которой украшена сеткой в форме остроконечной шапочки, а шея – многочисленными нитками бус.

Бенинская бронза. Искусство Бенина. Музей Рейтберг. Цюрих.

Вообще, царица-мать играла значительную роль в государствах Тропической Африки. Она, как правило, владела большой земельной собственностью и личным двором, имела решающий голос в государственных делах. В Камеруне незамужних принцесс называли «царица-мать», т.к. им запрещалось выходить замуж из-за их знатности. Но им разрешалось иметь незаконнорожденных детей, из которых потом выбирали будущих претендентов на престол. Таким образом, принцесса могла стать одновременно и царицей-матерью.

Расцвет дворцового искусства Великого Бенина совпадает с жестокими междоусобными войнами, спровоцированными европейскими работорговцами. Можно лишь сожалеть об уничтожении центра этого искусства – Великого Бенина – в результате разгрома страны английской карательной экспедицией 1897 г.