Выставка Тима Бёртона в Праге

Выставка Тима Бёртона в Праге проходит на одной из самых привлекательных арт-площадках города – в Доме у каменного колокола (Dum U Kamenneho zvonu). Это один из старейших домов в Праге, находящийся в пользовании Городской галереи Праги. По не подтверждённым данным, этот дом-дворец, начало строительство которого относится ко второй половине 13 ст., мог принадлежать матери императора Карла IV – Элишке Пршемысловне (Елизавете Богемской, 1292 – 1330).

Фойе выставки – полосатое. Это визитная карточка Бёртона, узнаваемый торговый знак. Это радует, поскольку, идя на выставку, мы изначально желаем увидеть узнаваемые, хорошо ассоциируемые вещи. Магия начинается во внутреннем дворике старинного здания. Пройдя из фойе через узкий полосатый проход, мы вступаем во двор, где перед нашими глазами буквально вырастает фантастическое дерево из сказочного мира Тима Бёртона. Это немыслимое дерево, извиваясь, стремится ввысь, оно завораживает.

Графика, живопись, куклы в совершенно фантастическом стиле Тима Бёртона размещены в уникальном здании. Вы попадаете в атмосферу страшной, но прекрасной сказки, безудержная фантазия американского режиссера обретает новый оборот в этих необыкновенных по силе воздействия на человека впечатлительного интерьерах. Даже светлая гладкая окраска стен не может затмить мрачноватые, проступающие то тут, то там грубые облицовочные камни, узкие окошки-бойницы, низкие двери. Готические окна занавешены черными драпировками, что придает неповторимое звучание чудовищным куклам Тима Бёртона. Поднимите голову и вы увидите деревянные потолки, украшенные цветочными и растительными росписями, которые восходят к 14 в. Пройдём еще и окажемся в бывшей часовне. Со стен низкого, темного помещения, украшенного на потолке традиционным готическим соцветием, на вас точно смотрят. Это остатки фресковой новозаветной живописи. А в абсиде этой часовне установлен экран, где крутится бесчисленное множество раз черно-белое кино от Тима Бёртона. Поистине, более выразительных подмостков для этого представления, где герои – не только вездесущие спирали этого современного  сказочника, но и вы – посетители, жадно пытающиеся высмотреть малейшие побежалости этих безумных фантазий.

В мрачном и холодном склепе, сплошь сложенного из грубого камня, отдельные помещения превращены в кинотеатры. Утомленные посетители выставки, укрывшись красным пледом, в мраке этого склепа перед экраном имеют возможность оценить кинематографическое творчество Тима Бёртона воочию. Но вот другая атмосфера склепа. В полосатой, хорошо освещенной комнате с полосатым же диваном, словно в уютном кофе, можно полистать тематические альбомы.

Самое главное для любого события в художественной среде – это впечатление. Художественные выставки в наше время мало способны удивить или оживить эмоционально современного человека, привыкшего к невероятным спецэффектам современной киноиндустрии. В данном случае, сами картины, эскизы, куклы Тима Бёртона существенно уступают тем законченным образам, которые были созданы в его фильмах, поскольку над воплощением этих образов стоит труд гримеров, костюмеров, да и самих актеров конечно. Успех выставки – в её синтетическом характере. Она оставляет именно впечатление, сильное, живое, яркое, поскольку её организаторы нашли прекрасную сцену, отличную декорацию, оттенившую и оживившую то, что уже принято называть стилем Тима Бёртона. Старинное готическое здание в Праге сумело вдохнуть жизнь в замысловатые образы этого незабываемого сказочника.