Города мира Ле Корбюзье

Города мира Ле Корбюзье разделил на несколько групп, которые в рамках самообразования посчитал необходимым посетить, что и сделал в 1907 — 1912 гг. Это известные древние города мира, а также самые передовые на тот момент города — центры культуры и промышленности. Среди них — Париж, Вена, Флоренция, Рим, Берлин, Стамбул и другие.

Флоренция. Тоскана. Галуццо. На горизонте — монастырь Галуццо. На переднем плане — новый супермаркет.

Первое путешествие Ле Корбюзье (1887 — 1965) совершил в города Италии в 1907 г. В знаменитых городах Тосканы — Пизе, Сиене и Флоренции Ле Корбюзье изучал не только архитектурные памятники, но и орнаментальное искусство. Монастырь Галуццо (Certosa di Firenze или Certosa del Galluzzo) середины 14 в. во Флоренции сыграл свою роль в позднейших работах Ле Корбюзье. В каком-то смысле именно монастырские кельи легли в основу созданных им проектов многоквартирных домов, заполонивших города мира в 20 веке.

Древние города мира — города Италии, жилая древнеримская архитектура, которую Ле Корбюзье изучал в Риме, Помпеях, Тиволи, также повлияли на творчество этого архитектора. Например, вход в виллу Жаннере-Перре (или «Белая вилла», 1912 г.) в Ла Шо-де-Фон (Швейцария) решен как пергола, подобная тем, которые видел Ле Корбюзье в древнем исчезнувшем городе — Помпеях.

Вилла Жаннере-Перре (или «Белая вилла», 1912 г.). Ла Шо-де-Фонд. Швейцария. Ле Корбюзье использует здесь перголу, которую он мог видеть и в Помпеях.

Самый известный город мира — Париж — Ле Корбюзье открывает для себя в 1908 г. Здесь он изучает «поэзию бетона» от Гюстава и Огюста Перре. Братья Перре были первыми архитекторами, которые ввели железобетон в строительство. Молодой Ле Корбюзье работал в их фирме 15 месяцев. Благодаря Перре Ле Корбюзье открыл для себя самые значительные работы французских архитекторов того времени, которые повлияли на его вкус и последующие проекты. Это металлический железнодорожный мост Виадук Гараби (арх. Г. Эйфель, 1880 — 1884), парижские здания архитектора Анатоля де Бодо (Joseph-Eugène-Anatole de Baudot, 1834 — 1915), в которых были использованы железобетонные конструкции: церковь Сен-Жан-де-Монмартр (1894 — 1904), лицей Виктора Гюго (1894, снесен в 1960 г.).

Работая в Париже у Перре, Ле Корбюзье знакомился с работами Антри Саважа (Henri Sauvage, 1873 — 1932) — одного из создателей ар-деко в архитекторе. Самым известным проектом А. Саважа является его работа над комплексом универмага «La Samaritaine» (1925 — 1933), а также строительство жилых многоквартирных домов в Париже.

Париж. Церковь Сен-Жан-де-Монмартр. 1894 — 1904 г. Архитектор Анатоль де Бодо впервые применяет при сооружении церкви железобетонные конструкции.

В Лионе Ле Корбюзье познакомился с работами архитектора Тони Гарнье (1869 — 1948), который ввел в градостроительство понятие функционального зонирования индустриального города (промышленная зона, гражданская, жилищная, оздоровительная, зона развлечений).

Во времена Ле Корбюзье Берлин, наверное, ведущий город мира в области индустриального дизайна. Здесь Ле Корбюзье знакомится с новыми видами декоративно-прикладного искусства и индустриальным дизайном. В Берлине в 1910 — 1911 гг. он работал в качестве чертежника в ателье архитектора Петера Беренса (Peter Behrens, 1868 – 1940) — одного из самых известных представителей модерна (югендстиля) в Германии. В ателье П. Беренса в тот же период работали знаменитые в будущем архитекторы — Л. Мис ван дер Роэ (1886 — 1969) в 1908 — 1912 гг. и Вальтер Гропиус (1883 — 1969) в 1907 — 1910 гг.

Уникальный в свое время город — Хеллерау (ныне квартал в Дрездене) — познакомил Ле Корбюзье с одним из интересных направлений в истории градостроительства того времени. Хеллерау — первый в Германии город-сад (1908 — 1909). Здесь Ле Корбюзье знакомится с творчеством архитектора Гейнриха Тессенова (Heinrich Tessenow, 1876 — 1950), который построил в Хеллерау жилые дома и концертный зал.

Париж. Универмаг «La Samaritaine». Архитектор Антри Саваж — один из создателей ар-деко в архитекторе.

Путешествие по городам Греции, Болгарии, Чехии также оставили след в творческом наследии Ле Корбюзье. Византийская и исламская архитектура Стамбула стали предметом его тщательных зарисовок и изучения, легли в основу некоторых его работ (например, «Турецкая вилла» — вилла Швоб в Ла Шо-де Фон, 1916 г.).

Самые интересные города мира знакомили Ле Корбюзье с историческим наследием и новейшими течениями в области архитектуры и искусства. Созданное Ле Корбюзье впоследствии — это творчески развитый исторический опыт городского строительства, примененный архитектором в условиях становления и развития нового типа города — густонаселенного индустриального центра.