Самарканд: история, искусство, исламская архитектура

Самарканд, его история, искусство, архитектура, восходят к 1 тыс. до н.э. Самарканд — одна из древних столиц мира, столица Согда. Самарканд — столица государства Тимура (Тамерлана), сокровищница тимуридского искусства и архитектуры. Исламская архитектура Самарканда в тимуридском стиле принадлежит к шедеврам исламского искусства, входит в сокровищницу мировой архитектуры.

Где находится Самарканд? Современный узбекский город Самарканд находится в долине реки Зеравшан (приток реки Амударья).

Самарканд — столица Согда. Городище Афрасиаб. Фрагмент росписи 7 в. Музей истории Самарканда «Афрасиаб». Узбекистан.

Основание Самарканда. Самарканд — одна из древних столиц мира. Разрушение города Александром Македонским. Основанный в середине 1 тыс. до н.е., Самарканд был известен как Мараканда или Кан – великий город согдийского государства, столица Согда, разрушенный Александром Македонским в 4 в. до н.э.

История Самарканда в 5 — 7 вв: археологические и письменные источники. Искусство Самарканда: шедевры фресковых росписей. Впрочем, жизнь в нем и после военных опустошений Александра не остановилась (археологический памятник Самарканда того времени — городище Афрасиаб).

Нельзя не вспомнить характеристику, которую дали жителям Самарканда китайские хронисты (5 — 6 вв.). Самаркандцы «родившемуся мальчику язык намазывают медом, а на ладонь кладут клей, чтоб он был сладкоречив и крепко держал денежку. Искусны в торговле и корыстолюбивы – мужчина, достигший двадцати лет, уезжает в соседние владения и везде побывает, где только предвидит выгоды». Спустя две тысячи лет благодаря мастерству безымянного скульптора 1 в. н.э. мы можем воочию убедиться в справедливости наблюдений китайцев – вот перед нами самаркандец – округлое живое лицо, веселое, исполненное чрезвычайного довольства и оптимизма, глаза с лукавинкой, рот приоткрыт в счастливой усмешке, полные щеки, раздвоенный подбородок, пышные, разделенные неспокойными прядями волосы, в сохранившемся правом ухе серьга.

О цветущем состоянии города в 6 – 7 вв. свидетельствуют найденные остатки городской цитадели и образцы прекрасной настенной живописи во дворце Афрасиаба (7 – 8 вв.), техника которой (приёмы античной пластики, светотени, перспективы и др.) на Западе откроют лишь спустя несколько столетий титаны Возрождения. Роспись повествует о прибытии к самаркандскому царю посольства. Справа налево шествует пышная процессия. Впереди белый слон (на спине слона восседала, вероятно, назначенная в жены самаркандскому царю хуннская принцесса). На двух верблюдах едут с булавами в руках послы.

История Самарканда в 8 — 13 ст. Исламское искусство Самарканда. Арабское завоевание Самарканда в 8 ст. привело к тому, что многие дворцы и дома горожан были преданы огню, городская жизнь на время замерла. Утонченные вкусы старой самаркандской знати, воспитанной на античных, привнесенных еще Александром, традициях, меняются. Принятие ислама диктует отказ от фигуративного и переход к орнаментальному искусству, однако нельзя не согласиться с великим Фирдоуси, что арабы, которых он называл «невежественной голью», испытывали не только жажду разрушений, но и чувство восхищения. Поэтому зарождающееся в 9 — 10 ст. исламское искусство Самарканда заимствует многое из прошлого. Крестовый план здания, система айванов – все это от старых традиций; декоративная его отделка – фигурная выкладка полов, геометрический узор – кладет начало стилю будущего. Свое высшее воплощение архитектурный декор 9 – 10 ст. нашел в убранстве залов дворца именно в Самарканде – на Афрасиабе. Стиль резьбы афрасиабских панелей – это стиль, сохранивший приемы композиции и мотивы, уходящие своими корнями в позднеантичную культуру всего Переднего Востока. Однако поступательное развитие культуры и искусства Самарканда было прервано монголо-татарским разрушением города в начале 13 в.

Самарканд — столица Тимура. Гур-Эмир — мавзолей, в котором похоронен Тимур. Фото ©Ljuba brank, 2012.

Самарканд — столица государства Тимура (Тамерлана) и его наследников — Тимуридов. Тимуридское искусство Самарканда и его место в исламском искусстве. Подлинный расцвет Самарканда приходится на 14 – 15 вв., когда этот город стал столицей великого завоевателя Тимура (1336-1405) и его наследников – Тимуридов (1370-1507). Именно Тимур придал своей столице тот облик, который прославил Самарканд в веках. Начатое по мановению руки этого незаурядного человека строительство было грандиозным по масштабам и дерзким по замыслам. Искусство Самарканда этого времени настолько своеобразно, а декор так изумителен, что восхищенные европейцы назвали это время «тимуридским кватроченто». Тимуридское искусство стало знаменательным этапом в истории исламского искусства, оно оказало решающее влияние на памятники Ирана и Турции, Испании и Египта.

Архитектура Самарканда в тимуридском стиле. До нашего времени дошли многие строения Самарканда тимуридского врмени, хотя часть из них реконструирована. Среди них ансамбль Регистан, мечеть Биби-Ханым (1399-1404), комплекс мемориальных сооружений Шахи-Зинда (в основном, 14 – 15 вв.) и др. Великий завоеватель Тимур захоронен в мавзолее Гур-Эмир (1403-1404) в Самарканде. И сегодня воображение многих, посещающих самаркандский мавзолей, будоражит тот факт, что прах Тимура был потревожен советскими учеными именно 22 июня 1941 г. К числу замечательных памятников тимуридской архитектуры принадлежит медресе Улугбека в Самарканде, а также минареты этого медресе, входящие в число трехсот падающих («пизанских») в мире башен.

Шедевр исламской архитектуры: мечеть Биби-ханым. Великие творения тимуридского искусства Самарканда рождались в грязи и крови, о чем свидетельствуют, например, записки испанского посла Рюи Гонзалеса де Клавихо. Он оставил заметки и о возведении пятничной мечети в Самарканде – мечети Биби-ханым.

Самарканд — столица Тимура (Тамерлана). Мечеть Биби-ханым. Фото ©David Stanley, 2012.

Легенда гласит, что вернувшись из похода, Тимур был разъярен тем, что портал его мечети был не столь величествен, как ему хотелось, и ниже стоявшего напротив медресе, построенного его главной женой Сарай-Мульк-ханым, той самой, которую легенда называет Биби-ханым. Разгневанный Тимур велел казнить ответственного за строительство. И его растерзали, проволочив лицом вниз по камням и выбоинам дороги. Повелитель приказал разрушить входной портал и выстроить новый. Возле фундамента отрыли ямы, разобрали кладку, чтобы устои потеряли опору и рухнули. Тимур был болен, но он повелел носить себя туда, где шли работы. «Потом он приказывал, — пишет в своем дневнике де Клавихо, — приносить туда вареного мяса и бросать его тем, которые работали в яме, точно как собакам; иногда он сам своими руками бросал мясо и так возбуждал рабочих, что на удивленье; иногда же приказывал бросать в ямы деньги». Перешагнув пределы человеческих сил, технических возможностей и дерзостного человеческого вдохновения, Тимур оставил грандиозное творение – и сегодня можно увидеть колоссальный портал этой мечети, отделанный резным мрамором, где когда-то были укреплены литые из семи металлов, в том числе из золота и серебра, ворота. Когда их отворяли, тонкий металл вибрировал, и звон его вторил призывам, летящим с минаретов.

Исламская архитектура Самарканда 17 — 19 вв. Последующая история Самарканда не столь впечатляет, но она также отражена в его архитектурном облике. Со времен Бухарского ханства сохранилось медресе Ходжа-Ахрара (17 в.). В 1868-1917 гг., когда Самарканд был в составе Российской империи, была построена мечеть Хазрет-Хызр (19 в.).

Самарканд в 20 ст. С установлением в 1917 г. в Узбекистане советской власти (город был столицей Узбекской ССР в 1924-1930 гг.), Самарканд получает новый, советский облик. С обретением в 1991 г. Узбекистаном независимости, Самарканд – второй по величине город Узбекистана.

Текст©А.А. Шарибжанова.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.