Прекрасный город мира

Прекрасный город мира – это образ города, художественный образ города, рожденный древней архитектурой города и его историей, увековеченный писателями и художниками на страницах книг и полотнах картин.

Триумфальная арка. Париж.

Применяемая в отношении города категория «прекрасного» (в эстетике как науке) предполагает рассмотрение тех этапов истории города, которые связаны с произведениями искусства и архитектуры, обладающими признанной эстетической ценностью. Поэтому к прекрасным городам мира можно отнести те города, художественный образ которых связан с выдающимися в эстетическом плане архитектурными объектами. Так, «прекрасный» образ некоторых городов был создан в эпоху средневековья, когда мастера были озабочены желанием приобщиться к высшей божественной красоте (готические средневековые соборы). Другие города словно продолжают жить в эпохе Возрождения, когда были созданы их знаменитые архитектурные ансамбли и отдельные архитектурные сооружения, соразмерные человеку как высшей мере «прекрасного».

Фонтан Треви. Рим.previousnextclose

Представление о «прекрасном» городе в ходе исторического развития трансформируется. Это обусловлено изменениями в пристрастиях и наслаждениях своего времени, отношении к жизни, связано с утверждением и ломкой общественно-человеческих ценностей, представлений человека о прекрасном и безобразном, основывается на материально-технических достижениях. Лишь одно оставалось всегда неизменным – восхищение городом как результатом человеческой деятельности. Чувство восхищения вызывает человеческий интеллектуальный труд как свободная, творческая, общественно значимая деятельность, а также её результаты, несущие на себе «отпечаток» большого мастерства и высокой культуры. Поэтому восприятие, изучение города и городской культуры неизменно вызывает переживание чувства прекрасного, бескорыстную любовь, чувство радости и ощущение свободы.

Венеция.

Категория «прекрасного» и в отношении города является относительной. К примеру, нецелесообразно оценивать «красоту» азиатского или африканского города с позиций европейской эстетики, где категория «прекрасного» трактуется как некая упорядоченная, соразмерная, определенная, целесообразная, целостная, пропорциональная, ясная структура. Понимание относительности «прекрасного» побуждает отнести к прекрасным городам мира города большие и малые, провинциальные и столичные, географически и культурно разнородные, старые и сравнительно недавно возникшие. Также «прекрасный» город рассматривается в своих противоположностях (убогие и пышно застроенные районы, старые и новейшие сооружения).

Относительность категории «прекрасного» касательно города демонстрирует и тот факт, что «прекрасные» сооружения являются только воплощениями «идеалов» своего времени, зачастую далеких от реальности. Пальма-де-Майорка. Собор. Испания.Так, 18 век оставил в европейских городах множество прекрасных зданий, воплощавших ощущение гармонии, вечности и процветания, однако именно в это время сложились условия, повлекшее за собой глобальные общественные потрясения 19 – начала 20 вв.

Пальма-де-Майорка. Собор. Испания.

Представления о «прекрасном» городе часто основываются на субъективных эстетических оценках, проявляются сквозь призму наших вкусов и идеалов, способности воспринимать подлинную ценность, желание порицать и отрицать безвкусное, некрасивое, аморальное (последнее понятие сплошь и рядом даже более определённо, чем первое: грязь, уродство, пролитие крови и пр.). Поэтому нельзя не отметить, что любая выборка прекрасных городов мира будет во многом субъективной и относительной.