Рождение Элвиса Пресли: Восточноe Тупело, Миссисипи, Глубокий Юг США в 1930-1940-ее гг.

Рождение Элвиса Пресли — начало самого известного романа 20 века o Юге США, в котором реальная жизнь этого человека находится под слоем мифов и легенд. Одна из них — рождение Элвиса Пресли в бедной семье.

Этот бестселлер не написан в классической форме, но он имеет все характеристики величайшего романа образца 19 — первой половины 20 в.: трагическое рождение Элвиса Пресли 8 января 1935 г. в бедной семье, божественное провидение и его возвышение в 1954 г., Элвис — король рок-н-ролла и звезда Голливуда, несчастная любовь и трагическая кончина в 1977 г. в возрасте 42 лет. Роман об Элвисе Пресли — это совокупность бесчисленного множества свидетельств — фотографий, отзывов, интервью, биографий, воспоминаний, написанных или же просто рассказанных в интервью разными людьми из его многочисленного окружения о нём и его времени.

Эдвард Хоппер. Полуночники (Совы). 1942. Институт искусств. Чикаго. Самая известная картина в американской живописи.

История Элвиса Пресли неотделима от Юга США, его ментальности, проблем и противоречий середины прошлого века. О периоде в истории Юга США, также известном как Глубокий Юг, Хлопковые штаты или Нижний Юг, предшествующего появлению на исторической сцене Элвиса Пресли, читатели знакомы главным образом посредством романов. Широко известен, например, критикующий рабовладение на Юге роман Г. Бичер-Стоу — «Хижина дяди Тома» 1852 г. Или же другой роман — «Унесенные ветром» М. Митчелл, вышедший в свет в 1936 г., всего через год после рождения Э. Пресли. В противовес первому, в «Унесенных ветром» рабовладение на Юге США если не оправдывается, то романтизируется, подается М. Митчелл с точки зрения плантаторов, якобы создавших благородное общество, основанное на высоких моральных принципах, преданное идеалам чести, совести, семьи. Этот патриархальный Юг был завоеван и унижен северянами-янки в ходе Гражданской войны 1861 — 1865 гг. и последующей Реконструкции Юга (1865 — 1877). В романе мир Юга противопоставляется миру северян — жадному, жестокому, безнравственному миру, где правит всемогущий доллар.

Всё, что связано с Элвисом Пресли, слишком напоминает роман. А любой роман, написанный даже на реальных событиях, это выдуманная или тщательно проработанная, далекая от истины история. К созданию истории Элвиса Пресли имеет непосредственное отношение его бессменный, и даже по мнению его оппонентов, выдающийся в своей области специалист — менеджер Том Паркер. Концертная деятельность, кинопроекты, стратегия в развитии карьеры, формирование имиджа Э. Пресли, — всем руководил Т. Паркер. Поэтому все, что написано и сказано об Э. Пресли, особенно в прессе, после появления Т. Паркера в жизни Э. Пресли, это, вероятнее всего, тщательно продуманный далекоидущий коммерческий проект, который жив и сегодня. Последний концертный тур, где песни Элвис Пресли «исполняет» совместно с симфоническим оркестром, — яркий тому пример. Инвестиционный проект Т. Паркера под названием «Элвис Пресли» следует отделить от реальной жизни этого человека, следы которой находятся под слоем мифов и легенд. Среди них — рождение Элвиса Пресли в бедной семье.

Готфрид Хельнвайн. Бульвар разбытых надежд. Деталь. 1984 г. Аллюзия на картину Э. Хоппера «Полуночники» («Совы»).

История Элвиса Пресли — история Юга США в эпоху, где Юг испытывает тяжелые времена — разгул преступности во времена сухого закона, тяготы войны, бедность. Рождение Элвиса Пресли приходится на тяжелые 1930-1940-е гг. В поселениях Глубокого Юга, подобных Восточному Тупело, где он родился, посреди кукурузных и хлопковых полей жило много бедных белых — арендаторов и испольщиков. Большая часть земли, например, в Восточном Тупело принадлежала некоему Орвилу Бину. Богатые белые землевладельцы, подобные Орвилу Бин, создали на Юге плантации нового типа, где опутанные долгами белые бедняки были у них в руках.

Однако часть белых бедняков не хотела мириться с бедностью и безвыходностью. В 1930-х гг. они занимались контрабандой виски, поэтому Всточное Тупело считалось одним из самых опасных и грубых городков в северной части штата Миссисипи. Вера в Бога и в собственные силы, сильные родственные связи, непреходящие моральные ценности, воплощенные в представлениях о святости институтов семьи и брака, почтительное отношение к старшим членам общины, все это скрепляло общество белых бедняков — консервативное и религиозное с одной стороны, а с другой стороны — опасное и непредсказуемое.

Семья Элвиса Пресли — отец и мать — были религиозными людьми. Познакомились они на богослужении. Уже с двух-трех лет мальчик с родителями посещал религиозные собрания. Незадолго до отъезда из Тупело в Мемфис Вернон Пресли (1916 — 1979), отец Элвиса, был избран главой местной религиозной общины. Одно из любимейших способов времяпровождения их семьи было совместное пение госпелов — религиозных песен.

Эдвард Хоппер. Восточный ветер над Вихоукендом. 1934. Пенсильванская академия изящных искусств.

Другим человеком кажется его дедушка по отцовской линии. Его полное имя — Джесси Макдауэл Пресли (Jessie D. McLowell Presley, 1896 — 1973). Дед работал испольщиком летом, а зимой — лесорубом. Джесси имел пятеро детей и жил в четырехкомнатном доме. Внешне он олицетворял собой представление о южноамериканском джентльмене — красиво одетый в пошитую на заказ дорогую одежду, улыбчивый, с чувством юмора, учтивый с женщинами. Но он также был завсегдатаем баров, злоупотреблял виски, ввязывался в драки и волочился за женщинами. Его жена Минни Мэй Пресли (1890 — 1980), бабушка Элвиса, бросила его, уехав вслед за своим сыном Верноном, отцом Элвиса, в Мемфис в 1948 г., а затем развелась с Джесси в 1954 г. Джесси всегда был горд за своего внука, а Элвис, видимо, уважал деда. Уже будучи в зените славы, привез ему новый автомобиль и телевизор в подарок, представлял его на своем концерте.

Отец Элвиса был полной противоположностью дедушке Джесси. О Верноне Пресли говорили, что в 16 лет его отец выгнал из дома. Он был старшим сыном в семье, но надежды своего отца не оправдывал, будучи совершенно неделовым человеком. Он никак не мог стать на ноги, семья постоянно меняла жилье, в конечном счете им пришлось поселиться в квартале Тупело, где жили чернокожие жители городка, что в условиях жесткой сегрегации считалось совершенно немыслимым делом для белого. И это при том, что дед Джесси всегда находил средства для жизни. Другие члены семьи тоже не были бедняками. В 1934 г., например, Ноа Пресли, родной дядя Вернона, был избран старостой Восточного Тупела. Он занимался мелочной торговлей и был водителем школьного автобуса.

В 1937 году, когда Элвису было всего два года, его отец оказался на самом дне — моральном и материальном. Уже упоминавшийся Орвил Бин, на которого Вернон тогда работал и у которого взял в долг деньги на дом, где состоялось в 1935 г. рождение Элвиса Пресли, — обвинил его и двух других человек, в том числе брата мамы Элвиса в подделке денежного чека. 1938 год Вернон провел в тюрьме. Отец по каким-то причинам хлопотал об освобождении не Вернона, а двух сопричастных к этой махинации. Глэдис с малолетним сыном, пока Вернон был в тюрьме, жила у своих родственников. В некоторых исследованиях утверждается, что в этот период она вынуждена была работать на уборке хлопка. Дом, в котором родился Элвис, из-за невозможности погашать кредит перед О. Бином, Пресли потеряли.

Альфред Вертхаймер. Барбара Херн (Barbara Hearn) прослушивает перед концертом пластинку с Элвисем Пресли. 1956 г.

Рождение Элвиса Пресли произошло в семье, где отношения отца и деда были напряженными. Предприимчивый и практичный Джесси Пресли отличался от флегматичного, лишенного самолюбия Вернона. В свете характера семьи и родни, уже не так трудно представить, что мальчик попросил на свое день рождение в подарок оружие (но получил гитару). Его путь был определен. Ему не суждено было стать контрабандистом, лесорубом или работать на земле. Он был определен в школу в 1941 году (в то время как родители не имели образования), посещал богослужения, пел госпелы.

Семья Элвиса не была богатой, но и бедной её назвать нельзя. В 1948 г., когда Пресли решили перебраться из Тупела в Мемфис, у них был автомобиль — «старый» плимут 1939 или 1937 года. Они были свободны решать где они будут жить завтра. Тогда на севере к южанам в лучшем случае относились снисходительно, сельских белых бедняков считали грубыми, неотесанными, преступниками или бездельниками. Их представляли умственно ограниченными бедняками, лениво жующими табачную жвачку пьяницами, нетерпимыми по отношению к чернокожим. Семья Элвиса не вписывалась в тогдашнее представление о жителях Глубокого Юга.