Величие Рима

Величие Рима – главная мировоззренческая идея Древнего Рима. Величие Древнего Рима, этой древней столицы великой империи, зиждется на трёх фундаментальных принципах, трёх чувствах долга: религиозный долг, воинский долг и гражданский долг, причём они тесно взаимосвязаны (можно сказать, что здесь проявляется «земное воплощение» функций божественной триады – Юпитер – Марс – Квирин).

Величие Рима. Клятва Горациев. Жак Луи Давид. 1784 г. Музей Лувр. Париж.

По Титу Ливию, величие Рима в века обеспечила римская доблесть (virtus romana), объединяющая в себе справедливость (justitia), верность (fides), мужество (honor), умеренность (moderatio) и благочестие (pietas). «Бессмертным, — писал Тит Ливий, противопоставляя римлян этрускам и македонянам, — любезны благочестие и верность, коими достиг своего величия римский народ».

Величие Рима. Победа Тулла Гостилия над армией Вейи и Фиден. Джузеппе Цезари. Около 1601 г. Музей изобразительный искусств в Кане. Франция.

Величие Древнего Рима – это великая мировоззренческая идея, которая воплощалась римлянами посредством собственной жизни. Например, Регул (умер около 250 г. до н. э. ), римский военачальник, попавший во время первой Пунической войны в плен к карфагенянам, был под честное слово отпущен в Рим для переговоров и, отсоветовав римлянам принимать предложения противника, все же вернулся обратно в Карфаген, где и был убит. Такие люди ценой своей жизни создавали идею о величии Рима.

«Величие Рима» и архитектура древней столицы империи — Рима. Не следует путать сущность понятия «величие Рима» с памятниками архитектуры древнего Рима. Архитектура Рима эпохи империи несомненно прославляет Древний Рим и римскую цивилизацию, но отнюдь не тождественна идее «величие Рима».

Величие Рима. Клятва Горациев. Жак Луи Давид. 1784 г. Музей Лувр. Париж.

Сами римляне считали, что величественная архитектура Рима и достижения городской культуры этой древней империи отнюдь не способствуют величию Рима, а наоборот — разлагают как римский народ, так и вводят в заблуждение о сущности римских ценностей неискушенных варваров. Таково мнение было, например, у Тацита: «Так мало-помалу наши пороки соблазнили британцев, и они пристрастились к портикам, термам и изысканным пиршествам. И то, что было ступенью к дальнейшему порабощению, именовалось ими, неискушенными и простодушными, образованностью и просвещенностью».