10 интересных фактов о модной революции, которая сделает из нас покупателей экологической и экономной одежды

Мы живем в эпоху «модной революции»? Каковы причины успеха этого движения в Европе, Африке, Азии, Америке и Океании? Как «модная» революция может перевернуть наши представления о моде и одежде, привычки и образ жизни? Что такое «устойчивая мода» и почему мы будем покупать экологическую и экономную одежду?

Где, когда и в какой среде возникла «Модная революция», кто её основатель? «Модная революция» (Fashion Revolution) — инициатива, возникшая в Лондоне в 2013 г. в среде небольших производителей одежды, дизайнеров, журналистов. Основательница Fashion Revolution — Керри Соммерс (Сarry Sommers), она же является владельцем небольшого модного бренда в Великобритании.

Что послужило толчком к «Fashion Revolution»? Им стало трагическое событие в пригороде города Дакка в Багнладеше (Dhaka, Bangladesh). В 2013 г., в результате обрушения 8-этажного здания, где располагалась швейная фабрика, несколько тысяч людей, преимущественно женщины, оказались под завалами здания. Удалось установить личность только 1129 погибших, многие же были не опознаны и захоронены в общих могилах.

Каковы главные лозунги «модной революции»? «Мы любим моду, но мы не хотим, чтобы ценой нашей одежды стали люди или наша планета». Основатели «модной революции» призывают всех участников «модного» рынка к ответственному и прозрачному производству, когда в процессе всего производственного цикла, от производства ткани до пошива одежды, оберегается природная среда и соблюдаются права работников.

Торговые центры располагаются по всей Праге. Доступные цены и «хронические» распродажи делают шоппинг в Праге одним из достопримечательностей города. Возле торгового центра Quadrio находится скульптура Франца Кафки работы известного чешского скульптора Давида Черного (David Černý). Высокотехнологичная движущаяся скульптура выводит торговый центр из утилитарной и потребительской сферы, придавая ему модный, динамичный, уникальный облик. А Франц Кафка, благодаря талантливому скульптору и инвесторам, стал часть современной культуры потребления.

Торговый центр Квадрио. Прага. Чехия. Скульптура Ф. Кафки работы Давида Черного. Фотографии ©А.А. Шарибжанова, 2018.

Почему идеи «модной революции» поддерживаются молодыми дизайнерами, средним и мелким «модным» бизнесом? «Модная революция», возникшая в среде как раз среднего бизнеса, по сути дела, направлена против доминирования больших компаний на рынке. Некоторая часть дизайнеров, осознанно или нет, но использует «модную революцию» как способ найти своего клиента. Ведь в конечном итоге перед молодыми дизайнерами, стремящимися удивить, привлечь внимание своими изделиями или своей позицией, стоит задача найти своего покупателя и добиться денежного успеха.

Есть ли шансы у молодых дизайнеров на фоне «модной революции» потеснить гигантов масс-маркета? Может ли «модная революция» переформатировать рынок, где господствуют изделия из масс-маркета, в пользу дизайнерской одежды? Дизайнеры и представители модной индустрии, поддерживающие это движение, часто имеют собственный бренд, но не могут конкурировать с масс-маркетом ни в смысле скорости генерации новых идей, ни в плане производства, не говоря уже о цене. Это не удивительно. В «Zarа», например, ежегодно создается до 10 тысяч моделей, а время поступления нового образца в магазин занимает всего пару недель.

Обвинения в безликости одежды масс-маркета, что всегда было важным аргументом в пользу дизайнерской одежды, в последнее время также отражаются. Те же «Lindex» и «H&M» недавно выпустили мини-коллекции в сотрудничестве с современными талантливыми художниками.

Кроме того, крупные игроки модной индустрии пытаются сегодня «возглавить» движение за этическую моду. Читая отчеты «H&M» о перспективах развития, создается впечатление, что эта компания является лидером «модной революции» в сфере ответственного производства, вызывает удивление, насколько быстро группа «H&M» реагирует на столь болезненные вопросы.

Фотографии Anna Kovačič для Harper’s Bazaar на Mercedes-Benz Prague Fashion Week. Фотографии Anna Kovačič обыгрывают моду и обыденность. Для Праги и повседневной жизни её жителей сюжет этих фотографий — скорее юмористический, явление из области фантастики или же предмет несбыточной мечты для местных дизайнеров. Мода существует в жизни Праги, но не в повседневной жизни обычных людей, где рационализм, экономия, здравый смысл, радость от прожитых впечатлений, а не вещей, играют часто гораздо более значимую роль.

Мода в Праге. Фотографии Anna Kovačič для Harper

Повлияла ли «модная революция» на этику производства? Локальные исследования показывают, что в реальности изменений мало. The Guardian проанализировали изменения, произошедшие в модной индустрии, например, Австралии к 2018 г. Согласно отчету Baptist World Aid 2018 г. только около 35% компаний теперь публикуют полный список прямых поставщиков. Хотя только 5% смогли доказать, что они платят всем своим работникам прожиточный минимум, еще 12% указали, что они платят только некоторым из своих работников прожиточный минимум. Но для 70% промышленности значительных мер для повышения заработной платы рабочих еще не было предпринято (The Guardian, 23 апреля 2018 г., Australian fashion brands rated C for ethics).

На государственном уровне, только во Франции, насколько нам известно, были предприняты шаги в области этического и ответственного производства. В 2017 году здесь был принят закон, вменяющий в обязанность предприятиям любой отрасти, не обязательно принадлежащей к модной индустрии, но с более чем пятью тысячами сотрудников, не только обнародовать всю производственную цепочку, но и работать над возможными рисками для людей и окружающей среды, предотвращать их, а в случае наступления несчастного случая — возмещать ущерб.

Возможно ли повторение трагедии в Дакке? Главный лозунг «Fashion Revolution», в связи событиями в Дакке, — сделать прозрачной всю цепочку производственного процесса в том или ином модном бренде — от поставщика, например, хлопка до швейной фабрики. Это требование, по мнению основателей «модной революции», должно заставить владельцев крупнейших в модной индустрии брендов уделять внимание тому, в каких условиях и кем производится их одежда, обувь, аксессуары и т.п.

Как известно, уже давно «модные» корпорации вынесли свое производство за пределы, например, Западной Европы или США, — в страны Азии. Это позволило увеличить прибыль, отказавшись от социальных расходов, связанных с необходимостью соблюдать права работников, обеспечивать достойные условия труда и высокую заработную плату. Заказы крупных известных брендов стимулируют швейную промышленность в азиатских странах, но это может приводить, как показали события в Дакке, в силу отсутствия регулирования в сфере защиты прав работников, к катастрофам.

Поэтому риски трагедий остаются. Керри Соммерс в интервью чешскому журналу «SLOU» (осень-зима 2017) рассказала, что за последние десять лет на швейных фабриках, где реализуются заказы мировых торговых гигантов, произошло более 300 инцидентов, погибло более 2 тысяч человек. И сегодня в Бангладеше более 60 процентов женщин, занятых в сфере швейного производства, работают более 60 часов в неделю в тяжелых условиях.

Дизайнерская одежда и магазины дорогих брендов размещаются в Старом Месте. Магазины на Вацлавской площади в Праге (на фото ниже) предлагают недорогую масс-маркет одежду. «SALE» — «РАСПРОДАЖА» — типичная картина, сезон акций и скидок в Праге не прекращается, распродажи устраиваются по любым случаям — праздничные, сезонные, в связи с распродажей «лимитированных» коллекций, по случаю наступления и окончания лета, праздника мам, не говоря уже об именных купонах, сертификатах, подарках ко дню рождения и т.д. и т.п.

Распродажи в Праге. Фотографии ©А.А. Шарибжанова, 2018.

Какова реальная картина «модного» рынка сегодня? Сегодня масс-маркет компаниям удалось сделать процесс уценки товаров, видимо, тоже прибыльным делом. Европейские рынки заполонили недорогие модные обувь, одежда и аксессуары, сделанные в Китае, Бангладеше, Индии, Индонезии под универсальной маркой «SALE» — «РАСПРОДАЖА». В настоящее время сезон акций и скидок не прекращается, распродажи устраиваются по любым случаям — праздничные, сезонные, в связи с распродажей «лимитированных» коллекций, по случаю наступления и окончания лета, праздника мам, не говоря уже об именных купонах, сертификатах, подарках ко дню рождения и т.д. и т.п. Открываются не просто торговые центры, а торговые центры для распродаж, которые заносятся на туристическую карту как достопримечательности городов. Шоппинг — не просто покупки, это доступное развлечение, отдых для всей семьи, туристическая достопримечательность.

Большие масштабы перепроизводства, что показательно демонстрируют тысячи уцененных изделий на бесконечных распродажах, остающаяся проблема этики производства, низкое качество товаров ведет к формированию радикального крыла в движении «модной революции» с идеей отказаться от шоппинга как такового и перехода к тотальной экономии.

Трагедия в Дакке стала толчком не только для умеренной «Fashion Revolution», но и для формирования радикального мировоззрения и концептуальной моды — т.н. sustainable fashion или «устойчивой» моды, где двойное eco — экология и экономия — постепенно становятся главными модными трендами конца 20-х гг. 21 века.

О формах «устойчивой моды» читайте в нашей следующей статье.

Текст©А.А. Шарибжанова.

Фотографии ©А.А. Шарибжанова.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.