50 параллель и мистическая легенда о Праге

50 параллель, города 50 параллели и мистическая легенда о Праге. Уланбатор, Харьков, Киев, Краков, Прага, Франкфурт, Амьен, Ванкувер, Виннипег, если верить Г. Мейринку, автору этой истории, были связаны с братством Сат-Бгайу. Символом этого загадочного братства было изображение пса.

Прага ночная и мистическая.

История, которая окружила Прагу и города 50 параллели ореолом мистики, принадлежит Г. Мейринку. Гюстав Мейринк (1868 – 1932) – писатель и переводчик, последователь каббалы, йоги, автор нашумевшего в своё время романа «Голем», а также известного сегодня небольшого произведения «Невидимая Прага». Увлечения Г. Мейринка восточной философией и мистическими практиками легли в основу мистического представления о Праге и 50 параллели, которое не утратило своей притягательности и сегодня.

В древних культурных традициях Азии Г. Мейринк искал духовную опору своей жизни, которая была связана с Прагой. Духовная сущность Праги утверждалась Г. Мейринком и посредством приобщения Праги к этому наследию. В Праге он жил, писал, она питала его духовные силы, для Г. Мейринка этот город стал некими вратами, мистическим порогом в духовный мир. И это духовное пространство писатель увязывает, видимо в силу своих увлечений, с духовной культурой Азии.

Кромлехи в Европе. Мегалитические памятники Европы 4 – 2 тыс. до н.э.

Возникновение Праги Г. Мейринк приписывает древнему ордену, монашескому братству Сат-Бгайу. Согласно Г. Мейринку, Прага была названа и освящена семи монахами, пришедшими из глубин Азии задолго до начала правления княжны Либуши, которая, согласно местной легенде, основала Прагу около 700 г.

Братство Сат-Бгайу и его последователи в Европе. Г. Мейринк утверждал, что монахи, послушники древнего азиатского братства Сат-Бгайу пришли в сердце Европы – Прагу – из сердца мира – глубин Азии. Согласно Г. Мейринку, братство или орден существовал и в его время под именем Сат Бгайи и Сикха, и что братство задолго до него имело своих последователей в Европе. Например, членом братства был Петрарка, который в Праге навещал Карла IV. Сам Г. Мейринк, видимо, был последователем этого братства. Сам он в 1891 г. основал в Праге оккультное теософское общество «У голубой звезды».

Сузский кубок. Сузы. Древний некрополь. Около 4000 до н.э. Музей Лувр. Париж.

50 параллель, помимо Праги, проходит через Уланбатор, Харьков, Киев, Краков, Франкфурт, Амьен, Ванкувер и Виннипег. Мистическая легенда Г. Мейринка гласит, что вышли посвященные из Багдада монахи и отправились на север. Когда же они достигли 50 параллели, отправились на запад, чтобы заложить свои святыни в известных городах. К знакам ордена относится изображение собаки. Об этом рассказал член общества «У голубой звезды» Карел Вейнфуртер. Он писал, что на Опатовицкой улице в Праге, на одном из домов, находится символ ордена Сат-Бгайу  – изображение собаки, которую венчает… папская тиара. Этот медальон с изображением собаки под папской тиарой и сейчас находится на том же доме и в той же улице и, вероятно, может стать отличной темой для романиста. И все же, можно найти в этой легенде некие рациональные звенья.

Мистическая легенда о городах 50 параллели и возникновении Праги может отражать связи, существовавшие в Евразии в очень отдалённое от нас время. Изображение пса в символике полумифического ордена – вот один из звеньев, которому можно найти хоть какие-то параллели в науке. И вполне можно наложить рассказ Г. Мейринка на геокультурную картину мира, например, 4 – 2 тыс. до н.э. – эпоху энеолита (бронзы).

В ирано-иракском регионе этого времени – «Багдаде» Г. Мейринка – ученые знают о существовании государства Элам с центром в городе Сузы (юго-западный Иран). Кубок, найденный на акрополе древнеиранского города Сузы, украшает изображение собаки (4 тыс. до н.э.). Для этого времени это единичная находка, но в целом для древнеиранского искусства изображение собаки – Семурва – было характерно.

Мегалиты на Вышеграде. «Чертов столб» в парке за костелом св. Петра и Павла. Прага.

На территории же современного Ирака основывается целый ряд государств – Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Киш, Исин, Ларс, которые известны своей монументальной архитектурой (храмы-зиккураты, прототипы Вавилонской башни). В 3 – начале 2 тыс. до н.э. здесь появляется великая поэма, в которой описывается путешествие героя Гильгамеша в поисках тайны бессмертия. И если такие герои путешествовали вглубь европейского континента, то на месте Киева в те далекие времена они могли встретить поселения племен трипольской культуры. На керамике этой культуры также известны изображения собак. Уже в глубокой древности формируется представление о собаках как о символе защиты от зла. В 3 тыс. до н.э. начинает формироваться идея небесных полей, райских садов, которые стерегут собаки. Свое развитие эта идея получила в христианстве.

Путешественники из глубин Азии вполне могли оказаться в Европе, они также могли оставлять в Европе некие символы, памятники или «святыни», как о том и говорит Г. Мейринк. Но о каких именно святынях из легенды понять не представляется возможным. Археологические же данные говорят о том, что вся Европа в 4 — 2 тыс. до н.э. наполняется мегалитами. В Европе процветают земледельческие культы, связанные с Великой Богиней, которая была известна как в Азии, так и в Европе (позднейшие Иштар, Инанна, Изида, Гея). Мегалитическая культура известна в Праге – на Пражском Граде и Вышеграде. В области Кладно (Макотржаце) была найдена древняя астрономическая обсерватория, в которой были открыты и погребения с собаками.

Такой небольшой экскурс не представляется мне исчерпывающим, но внимательного отношения древние легенды несомненно заслуживают. Их порой сказочный характер вовсе не исключает наличие рациональной информации, которая отражает времена предельно от нас далекие.