Древней город Помпеи погиб, но в результате раскопок Помпей были открыты театры, улицы и дома с перистилями, мозаиками и фресками.
Руины древнего города Помпеи расположены близ одноименного города в южной Италии. Древний город Помпеи раскинулся на берегу Неаполитанского залива, у подножия вулкана Везувий, в 22 км к юго-востоку от Неаполя. Древний город Помпеи был основан в 6 ст. до н.э. Гибель города Помпеи, его полное р азрушение произошло в результате извержения Везувия в августе 79 г. н.э.
Раскопки Помпеи, засыпанных кусками пемзы и пеплом, ведутся с середины 19 в. Облик города в результате раскопок Помпеи практически полностью восстановлен. Пересекавшиеся под прямым углом улицы делили Помпеи на прямоугольные кварталы. Как показали раскопки Помпеи, самая богатая улица, на которой находились многочисленные торговые лавки, в ширину не превышала 10 метров. В боковых улочках расстояние между домами составляло от 3 до 6 м. Мостовые были устланы каменными плитами, а на перекрестках были положены плоские камни одной высоты с тротуарами, чтобы прохожий не замочил ноги, переходя улицу во время дождя. Раскопки Помпей также показали, что под тротуарами были проложены трубы водопровода.
Археологические раскопки Помпей также открыли остатки Треугольного форума с дорическим храмом (6 в. до н. э.), городских стен (5 – 4 вв. до н.э.). Также стали известны руины форума с колоннадой, так называемой базиликой, храмом Аполлона (все – 2 в. до н. э.), храмом Юпитера, зданием жрицы Евмахии (суконным рынком), мацеллумом (мясным рынком), термами (все – 1 в. до н. э.).
Большой театр в Помпеях (3 – 1 вв. до н. э.) – самый ранний из известных нам римско-италийских театров. Рядом с Большим театром в Помпеях был построен Малый театр (Одеон) для музыкальных и мимических представлений. Театр насчитывал 1500 мест, имел перекрытие. Амфитеатр в Помпеях (1 в. до н.э.) мог вместить 20 тыс. зрителей.
Раскопки в Помпеях открыли множество домов богатых граждан. Планировка этих домов отличается строгой симметрией, помещения расположены по сторонам оси, проходящей через центр дома. Комнаты имели маленькие размеры, но их число в некоторых домах доходило до шестидесяти. Дом делился на две части: официальную, куда приглашали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром первой половины был атриум – приемная. Главное место в нем занимал отделанный мрамором бассейн, над которым в потолке было сделано такой же формы отверстие для освещения. Через него в бассейн попадала дождевая вода. По краям бассейна стояли колонны, поддерживавшие крышу, а в самом бассейне – статуя — фонтан. В одном доме Помпей это был смеющийся мраморный мальчик с раковиной в руке, в другом – танцующий сатир, отлитый из бронзы.
К атриуму дома в Помпеях примыкала вторая, частная половина дома: рабочий кабинет хозяина и место хранения архива – таблин, а также открытый прямоугольный внутренний двор – перистиль. Вокруг перистиля с трех, иногда с двух сторон шла крытая колоннада. В центре перистиля находился садик. Раскрашенные или покрытые штукатуркой под мрамор колонны, журчащие фонтаны, ниши, выложенные мозаикой или раковинами, искусственные водопады, прекрасные статуи – все это украшало перистиль, придавало ему особое очарование и делало перистиль любимым местом отдыха семьи. Вокруг атриума и перистиля находились столовые, спальни, кухни, бани и другие помещения.
Полы в богатых домах древнего города Помпеи украшались мозаикой. Наиболее известна мозаика в «доме Фавна» (около 100 г.). Она занимает 15 кв. м и сложена из 1,5 млн. кубиков естественных горных пород. Оригиналом для мастера мозаики послужила картина художника Филоксена (конец 4 в. до н.э.), изображавшая битву Александра Македонского (356 – 323 гг. до н.э.) с персидским царем Дарием ІІІ (336 – 330 гг. до н.э.). Мозаичист запечатлел решающий момент сражения. С правой стороны несется обратившаяся в бегство персидская конница. В центре на колеснице изображен Дарий в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлестывает коней, которые скачут по телам раненых и убитых. Навстречу персидскому царю устремился Александр, он потерял шлем в пылу боя, волосы растрепались. Исхудалое обросшее лицо с грубыми, некрасивыми чертами исполнено энергии и решительности. Два знатных перса, прикрывая собой царя, бросаются навстречу победителю.