Древняя столица Китая

Кайфын – древний город в Китае, столица древнего Китая во время династии Северная Сун. В Кайфыне в эпоху Северной Сун расцветает искусство живописи «цветов и птиц», создается музей, идет поворот к неоконфуцианству.

Кайфын в Китае. Павильон дракона

Древний китайский город Кайфын расположен в провинции Хэнань, близ южного берега реки Хуанхэ. Начиная с 960 г. Кайфын (Вянь) был столицей династии Северная Сун (960 – 1126). Именно войны династии Сун породили в Китае множество технических новшеств, включая пороховое оружие и создание крупного военного флота. По размерам и благосостоянию полумиллионный Кайфын в 11 ст. значительно превосходил любой европейский город того времени. Древняя с толица Китая Кайфын в плане представляла собой четырёхугольник, обнесённый крепостной стеной с четырьмя воротами. Ко времени династии Сун относятся сохранившиеся в Кайфыне остатки дворца (12 в.).

Неизвестный художник. Лотос. 11 – 12 вв.

В Кайфыне сохранилась тринадцатиярусная пагода Тета или, как её часто называют, «Железная пагода» (1041 г.). Пагода, важнейшая (наряду с монастырем и пещерным храмом) форма индийской буддийской архитектуры, появилась в Китае еще в конце правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). В Древнем Китае произошло слияние китайской башни городских ворот со ступой, индийским прототипом пагоды. Ступа в Индии представляла собой изначально земляной холм с овальным куполом, предназначенным для хранения реликвий. Результатом такого слияния в Древнем Китае и стала пагода – высокое строение, состоящее из нескольких ярусов, каждый из которых имел свою крышу с выступающими загнутыми навесами.

Кайфын в Китае. Железная пагода. 1041 г.

Город Кайфын известен деятельностью Императорской Академии живописи, где в начале 12 в., во время правления династии Северная Сун, были созданы уникальные произведения искусства. Главной целью столичных мастеров становится воплощение в живописи настроений и переживаний человека, отражение его чувств и эмоций, для передачи которых сюжет является лишь средством художественного выражения. От художников академии требовалось непосредственное изучение натуры и ее точное воспроизведение. Даже несущественные, мелкие детали, исполнение которых могло нарушить целостность образа, должны были с неуклонной точностью воспроизводиться. Мастера живописи эпохи Сун могли с особой тонкостью и тщательностью передавать едва выступающие прожилки листьев, нежные лепестки цветов, покрытые прозрачными каплями росы, и сложное оперение птиц (живопись «цветов и птиц» (хуа-ня-хуа)).

Кайфын – древняя столица Китая.

Дальнейшему процветанию этого живописи в эпоху Сун в Академии Кайфына способствовало также и установление к концу 10 в. символических представлений, связанных с образами цветов, птиц, плодов и различных предметов. Так, цветы сливы, ветки сосны илиКайфын – древняя столица Китая. старые камни символизировали долголетие, а цветок пиона олицетворял пышность и богатство. Две дремлющие в прибрежных камышах мандариновые уточки являлись символами нерасторжимой любви. Сочетание бамбука, сосны и дикорастущей сливы мэйхуа (по-кит. «три друга холодной зимы») означали стойкость и верную дружбу. Бамбук служил олицетворением ученого, культурного человека, а также символизировал благородство, непреклонность и другие положительные качества.

Ма Синцзу (приписывается). Птица на лотосе. 12 век.

Увлечение живописью в придворных кругах привело к широкому собирательству. При императоре Хой Цзуне (1101 – 1126) в императорском дворце Кайфына был организован музей, впоследствии разграбленный и уничтоженный. Развитие в период династии Сун науки и философии, поворот к буддизму и даосизму способствовали сложению неоконфуцианства (Чжу Си (1130-1200)). Дальнейшее развитие культуры города Кайфына, интеллектуального центра страны, было прервано в 1126 г., когда его захватили чжурчжэни, племя из Восточной Манчжурии. Некоторые китайские ученые даже связывали падение династии Сун с излишним интересом к поэзии и живописи, средоточием развития которых был столичный город Кайфын.