Фрески Помпеи

Раскопки древнего города Помпеи открыли фрески, мозаики, скульптуру. Фрески и скульптура сохранились в богатых домах Помпеи. Фрески Помпеи – выдающийся памятник монументальной живописи римского времени.

Помпеи. Девушка. Фреска.

Древний город Помпеи исчез под слоем пепла внезапно, в результате извержения Везувия в августе 79 г. н.э. Часть жителей древнего города погибла, не успев покинуть умирающий город. Эта трагедия двухтысячелетней давности сегодня превращена в знаменитейший под открытым небом музей Помпеи.

Помпеи. Девушка. Фреска.

Стены богатых домов Помпеи украшали фресковые росписи. Один их лучших образцов стенной живописи находится на «вилле Мистерий» (1 в. до н.э.). Развернутая на стенах виллы Мистерий композиция представляет сцены таинств, связанные с культом бога Диониса.

В целом, фрески Помпеи подразделены на четыре стиля. «Инкрустационный» стиль фресок Помпеи (2 в. до н. э. – начало 1 в. до н. э.) имитирует мраморную облицовку. Мастера фресок «архитектурно-перспективного» стиля (в основном около 80 г. до н. э. – около 30 г. до н. э.) создавали иллюзию архитектурного изображения, включавшего пейзажи, мифологические сцены. «Орнаментальный» стиль фресок Помпеи (первая половина I в. н. э.) характеризуется симметрическими орнаментальными композициями, включающими мифологические сцены и пейзажи. Начиная приблизительно с 63 года до начала 2 века во фресках Помпеи господствовало изображение фантастических архитектурных строений.

Помпеи. Фреска.

Сохранившиеся фрески и скульптура Помпеи являются ценным источником сведений о жизни римской провинции в 1 в. н.э. Знать, строившая и содержавшая дома, подобные «Дому Фавна», утопала в роскоши. Источники же благосостояния этих людей были не столь утонченными, как произведения искусства, которыми они себя окружали. Жизнь многих из них вращалась вокруг цели, которую можно выразить словами сатирика Ювенала – «священнее всего – величие денег». Образ жизни, в котором присутствовал только трезвый расчет и всепоглощающая страсть к наживе, откладывал отпечаток на лица. Вот разбогатевший вольноотпущенник из Помпей Лиций Цецилий Юкунд (70-е гг.). Скульптор показал ассиметричное лицо с покатым лбом, обрюзгшими щеками и отеками под глазами, на его губах застыла неприятная ухмылка. Шероховатая дряблая кожа, бородавка на щеке и тонкие оттопыренные уши поражают своим уродством. В доме Юкунда были обнаружены многочисленные расписки должников, он занимался ростовщичеством.