Путешествие в Бельгию по городам Антверпен, Брюссель, Мехелен (Малин) в 1520 – 1521 годах совершил выдающийся живописец и график Альбрехт Дюрер. Наше виртуальное путешествие по этим городам Бельгии позволит ощутить их историю и посмотреть на них глазами выдающегося человека, узнавшего их в один из самых удивительных периодов истории Европы – в эпоху открытия и завоевания Америки. Мы постараемся сопоставить всё виденное А. Дюрером в начале 16 века с реалиями современности.
Альбрехт Дюрер (1471 – 1528) отправился в Бельгию в 1520 году. Ему было 49 лет. Поездка из Нюрнберга в Антверпен заняла у него более месяца – с 12 июня по 2 августа, что, конечно же, немыслимо для сегодняшнего дня. Сегодня это путешествие, но уже на машине, может забрать чуть более шести часов.
Антверпен (Antwerpen) в начале 16 века был богатым городом, в котором торговцы и аристократы могли позволить себе крупные художественные заказы. И по этой причине тоже в Бельгию Дюрер вёз свои работы, надеясь успешно продать их. В Антверпене Альбрехт Дюрер также вращался в кругах коллег-художников. Среди них был Иоахим Патинир (ум. 1524 г.), родоначальник пейзажной живописи. Именно с легкой руки Дюрера, назвавшего Патинира хорошим «пейзажистом», в историю искусства вошло понятие «пейзаж».
Антверпен во времена А. Дюрера был самым крупным торговым городом империи Габсбургов и, по мнению Н. Волфа, даже более известным, чем Венеция. В начале 16 века Антверпен, благодаря порту, был равен по значению Лиссабону. Это были самые крупные портовые города тогдашней Европы, настоящие врата в недавно открытый Новый мир (1492 – 1504). Ведь именно в эти города прибывали все богатства из Америки, здесь же можно было узнать обо всех новостях и увидеть диковинки, привезенные из открытых и завоеванных земель.
Антверпен впечатляет вот уже сотни лет: от Альбрехта Дюрера к Захе Хадид. К нашему времени сохранился рисунок Антверпена работы Дюрера. И не случайно он изобразил именно порт. Спустя столетия, в начале 21 века, архитектор Заха Хадид создает грандиозный проект порта Антверпена, который сегодня находится на стадии реализации. В нем подчеркнуто современное международное значение антверпенского порта, его мощный экономический потенциал, важнейшая роль, которая принадлежит ему в жизни и процветании этого бельгийского города сегодня.
Брюссель (Stad Brussel, Bruxelles) во время посещения его Альбрехтом Дюрером был богатым городом, куда стекались сокровища из завоеванных американских земель. Исторический центр города, одна из интересных достопримечательностей Брюсселя, Дюрер видел таким же, как и мы сегодня.
«Во дворце в Брюсселе» (в «Доме короля» (Broodhuis, La Maison du Roi) на Гран-Плас?) Дюрер видел предметы, которые привез из Америки покоритель Мексики Эрнан Кортес (1485 – 1547) и преподнес в подарок императору Карлу V Габсбургу (1500 – 1558). Это были украшения, оружие, культовые предметы и сокровища культуры индейцев Америки, которые были захвачены конкистадорами в Теночтитлане. Дюрер в своих письмах восхищался работой мастеров, изготовивших эти предметы, а также рассуждал и об их астрономической цене. Он считал, что стоимость этих предметов можно лишь сопоставить с его работой над 400 алтарями.
Сегодня в Брюсселе сокровищ Кортеса мы не увидим. В филиале Королевского музея искусств и истории – Музее пятидесятилетия (Le Musée du Cinquantenaire, официальный сайт www.kmkg-mrah.be) можно увидеть этнографическую коллекцию американских индейцев, включающую маски, скульптуры, предметы культа. Куда же исчезли сокровища ацтеков, которые так восхитили Дюрера?!
Город Мехелен (Mechelen) во время его посещения Альбрехтом Дюрером был столицей Нидерландов. От французского названия города – Малин (Malines) – происходит русское выражение «малиновый звон». Город известен уникальным карильоном величественного собора Святого Румбольда (Sint-Romboutskathedraal). Начало его строительства относится к 1217 году, а окончание – к 16 веку. Знаменитый карильон собора из 49 колоколов начали отливать в 1640 г. При Маргарите Австрийской город процветал благодаря торговле и миру, который обеспечивала правительница. В память о том времени перед собором установлена её статуя.
В городе Мехелене Альбрехт Дюрер встречался с Маргаритой Австрийской (1480 – 1530), теткой императора Карла V, его влиятельной советницей и пожизненной правительницей Нидерландов (с 1507 г.). А. Дюрер, как считает Н. Волф, надеялся понравиться правительнице. Он надеялся, что она поможет ему добиться подтверждения пожизненной ренты, дарованной художнику предшественником Карла V – императором Максимилианом I (1459 – 1519). А. Дюрер подарил Маргарите портрет Максимилиана, написанный около 1519 года, но он ей не понравился. Маргарита слыла покровительницей и ценительницей искусств, поэтому её разочарование и непризнание своей работы стало, вероятно, для А. Дюрера большим огорчением.
Альбрехт Дюрер, один из образованнейших людей своего времени с пытливым и наблюдательным умом, совершил путешествие, которое заняло один год. В июле 1521 года он возвратился из Бельгии в Нюрнберг. Художник не просто посещал города, он знакомился с их повседневной жизнью, передавая свои эмоции в письмах, рисунках и картинах.
Путешествие на рубеже 15 – 16 веков сводилось не к фиксированию достопримечательностей (было бы забавно увидеть живописное селфи-портрет Дюрера на фоне собора!), а к жизни и работе человека в том или ином городе, знакомстве и деловым отношениям с людьми.
Многое в городах Бельгии со времени путешествия Альбрехта Дюрера изменилось навсегда. Из Брюсселя исчезли сокровища ацтеков, которыми он так восхищался, а также зоологический сад, в котором мастер зарисовывал львов. Представить очень сложно, чтобы скульптура писающего мальчика, одна из главных достопримечательностей Брюсселя сегодня, привлекла бы мастера и вдохновила его на работу.
Путешествуя виртуально, сравнивая прошлое и настоящее, приходишь к мысли о бессмысленности современных путешествий из трех-пяти дней, а также созданных из воздуха достопримечательностях и бесценности отведенного человеку времени.