Афины – столица Греции, один из древнейших городов мира, одна из древних столиц мира, город-музей античной архитектуры. На афинском акрополе сохранились шедевры античной архитектуры: Парфенон, храм Ники, храм Эрехтейон.
Происхождение названия «Афины». Название города «Афины» древние греки связывали с именем его покровительницы – богини Афины Паллады.
Основание города Афины. Формирование планировки и исторического ядра города. По преданию, город был основан в 16 – 13 вв. до н. э. Со временем древний город стал крупным экономическим, политическим и культурный центром Древней Греции. Стихийная планировка античного города сложилась к 7 в. до н. э. Историческое ядро Афин – скала акрополя, площадь (агора) у её подножия, холмы Ареопаг и Пникс.
Расцвет Афин в 5 в. до н.э. Облик города в «золотой век» Перикла: статуи и граждане в период расцвета древних Афин. На вторую половину 5 в. до н.э. приходится период расцвета древних Афин (золотой век Перикла (444/443 – 429 гг. до н.э.)). В это время в Афинах жили и работали историк Геродот, философ Анаксагор, поэты Эсхил, Софокл, Еврипид, комедиограф Аристофан, скульптор Фидий. Афины были украшены многочисленными скульптурными памятниками. Еще Плутарх (ок. 46 – ок. 127) говорил, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Главным героем скульптуры стал идеализированный свободный гражданин – прообраз многочисленных божеств греческого пантеона. «Не рабы они у смертных, не подвластны никому», – так говорится об афинянах в трагедии Эсхила «Персы». Статуи обожествленного человека и очеловеченных богов украшали улицы и площади древнего города, восхваляли и воспевали увековеченные в мраморе гражданские качества и этические нормы, призывали следовать этим образцам воинской доблести и человеческой добродетели («слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье, то и другое умей доблестно в сердце хранить»).
Создатели архитектуры античных Афин увековечили «мужскую красоту», «утонченность женщин», «девичью стройность». В архитектурных памятниках древних Афин представлены все три греческих ордера – дорический, ионический и коринфский. В их пропорциях зодчие воплощали разнообразные чувства и настроения. Витрувий (вторая половина I в. до н. э.), отмечая особенности греческих ордеров, писал, что древние зодчие в дорических колоннах подражали «неукрашенной и голой мужской красоте», в ионических – «утончённости женщин, их украшениям и соразмерности», в коринфских – «девичьей стройности».
Архитектура Афинского акрополя – мраморного Олимпа. В период расцвета Афин, в золотой век Перикла, складывается архитектурный ансамбль афинского акрополя. Он был возведен при Перикле в 445 – 427 гг. до н.э. под общим руководством Фидия в честь победы над персами. Акрополь был святилищем, укреплением, общественным центром афинян; здесь хранилась государственная казна, размещались библиотека и картинная галерея (Пинакотека). Он походил на мраморный Олимп – так было много на нем скульптурных памятников.
Пропилеи, храм Ники, храм Эрехтейон афинского акрополя на празднествах в честь богини Афины. На празднествах в честь Афины после конных и гимнастических состязаний, соревнований певцов и музыкантов наступал самый торжественный момент – всенародное шествие на акрополь. Процессия поднималась к Пропилеям (437 – 432 гг. до н.э., арх. Мнесикл) – главному входу на акрополь. Картинная галерея Пропилей составляла их северную пристройку. Свет проникал туда через двери и два окна. Картины были нарисованы на стенах, хотя есть мнение, что рисунки делались и на досках, как посвятительные дыры.
На выступе крепостной стены находится изящный храм Ники (449 – 420 гг. до н. э., арх. Калликрат). Нику – Победу – афиняне пожелали изобразить бескрылой, чтобы она никогда не покинула город. Храм Эрехтейон (421 – 406 гг. до н. э.) на акрополе посвящен Афине и Посейдону. Согласно преданию, Эрехтейон стоял на месте, где произошел спор Афины и Посейдона. Служители показывали след на скале, якобы оставленный трезубцем взбешенного Посейдона.
Шедевр античной архитектуры храм Парфенон в период расцвета Афин, при жизни великого Фидия. Главным храмом Афин был Парфенон (447 – 438 гг. до н. э., арх. Иктин, Калликрат; скульптурное убранство – 432 г. до н. э., мастера круга Фидия). Парфенон был весь из светлого мрамора, в «оперении» сорока шести дорических колонн. Из слоновой кости и золота гениальный Фидий создал 12-метровую статую Афины Девы для Парфенона. Очевидец описывал ее так: «Статуя Афины изображает её во весь рост в хитоне до самых ног; у неё на груди – голова Медузы из слоновой кости; в руках она держит изображение Ники…, а в другой руке копьё; в ногах у неё лежит щит, а около копья – змея… На постаменте статуи изображено рождение Пандоры». Шлем Афины был украшен изображениями Сфинкса, крылатых коней и грифонов.
Шедевры архитектуры древних Афин в период Римского господства. Попав под власть Рима в 146 г. до н.э., Афины окончательно потеряли независимость в 27 г. до н. э., когда вошли в состав римской провинции Ахайя. Несмотря на разрушения 86 г. до н.э., когда легионеры Корнелия Суллы взяли штурмом и разграбили город, в Афинах, кроме шедевров акрополя, сохранился ряд выдающихся построек древнегреческого и римского зодчества. Так, «длинные стены» (ок. 455 – 445 гг. до н.э.) соединяли Афины с портом Пиреем и Фалерской гаванью. С юга к акрополю примыкают театр Диониса (6 в. – 326 г. до н. э.), Одеон Перикла (5 в. до н. э.) и др. Вблизи Дипилона – главных ворот античных Афин – Дипилонский некрополь с надгробиями 5 – 4 вв. до н. э.
Среди других шедевров архитектуры древних Афин – Гефестейон (вторая половина 5 в. до н. э.), хорегический (от хорег – патрон, спонсор) памятник Лисикрату (ок. 335 г. до н. э.). Также сохранился стадион (330 г. до н. э. – ок. 138 г. н. э.; на его фундаментах в 1896 г. построили новый стадион), храм Зевса Олимпийского (175 – 132 гг. до н. э.), арка Адриана (120 – 130-е гг. н. э.), «Башня ветров» (середина 1 в. до н. э.).
Архитектура Афин в византийское время. С 3 в. н.э., когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в упадок. В 4 – начале 13 вв. Афины находились в составе Византии. Это время отмечено появлением в городе многочисленных церквей, среди которых Малая Митрополия, св. Фёдора (обе – 11 в.) и др.
Архитектура Афин в 19 – 20 веках: архитектурные памятники в стиле неоклассицизма. В 1458 – 1821 гг. Афины находились под властью Османской Турции, с 1834 г. стали столицей независимой Греции. Регулярная планировка города 19 в., застройка его главных площадей (Синтагма и Омония) и улиц (Панепистимиу, Стадиу и др.), осуществлена по плану 1832 г. Здания этого времени – в стиле неоклассицизма (Старый королевский дворец (ныне парламент, 1834 – 1838), Национальная библиотека (1832), университет (1837), Академия наук (1859), Национальный музей (1860 – 1874) и др. В жилой застройке до начала 20 в. преобладали 1 – 3-этажные дома (арх. С. Клеантис, Л. Кавтадзоглу и др.). В 20 ст. велась реконструкция улиц и площадей, был построен театр «Олимпия» (1951, арх. Р. П. Цолакис) и др. сооружения.
Своеобразие современным Афинам, важнейшему туристическому центру Греции, придает сочетание великих памятников античности с памятниками византийского зодчества, вкрапленными в застройку нового времени.