Ай Вейвей, зверокруг и постколониальное искусство

Зверокруг Ай Вейвея — скульптурные головы двенадцати животных китайского зодиакального календаря как напоминание о поражении, унижении, колонизации Китая в 17 — 19 вв.

Зверокруг (Zodiac Heads) Ай Вейвея — скульптурные головы двенадцати животных китайского зодиакального календаря. Скульптуры были выполнены в 2010 г. в двух сериях — золотой и бронзовой. Первая серия предназначена для камерных экспозиций (скульптуры 50 — 70 см в высоту). Вторая серия — бронзовые головы на пьедестале (порядка трех метров в высоту). Последние выставляются на всеобщее обозрение просто на улице, в парке, на площади. В 2011 — 2016 г. зверокруг Ай Вейвея экспонировался в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, — на более чем 30 выставочных площадках.

Выставка в Праге зверокурга Ай Вейвея. Торговый дворец. Национальная галерея. Февраль — август 2016 г.

В 2016 г. бронзовые зверокруги Ай Вейвея можно увидеть во многих городах США (Сакраменто, Принстоне, Чикаго, Бостоне, Питтсбурге). В Европе в 2016 г. зверокруг экспонируется только на выставке в Праге — в Национальной галерее (National Gallery in Prague, Торговый дворец, февраль — август 2016 года).

Поводом для создания Ай Вейвеем зверокруга послужил аукцион «Кристи» в 2009 г., на котором были выставлены две бронзовые головы из скульптурного ансамбля Юаньминъюаня (Yuanming Yuan или «Сады совершенной ясности»). Это выдающийся шедевр дворцового и садово-паркового искусства Китая, созданный во время правления маньчжурской династии Цин (1644 — 1912, 1917). В период правления китайского императора Цяньлуня (1711 — 1799) в Юаньминъюане были возведены дворцовые постройки с сильным влиянием итальянского барокко 17 в. — так называемые «западные дворцы» (Xiyang Lou, арх. Джузеппе Кастильоне и Мишель Бенуа). К одному из дворцов (Haiyantang) примыкал фонтан-часы с фигурами, увенчанными головами зодиакальных животных. Именно две из этих головы были предметом торговли в «Кристи» в 2009 г.

Юаньминъюань возле Пекина. Руины западного дворца.

В 1860 г. Юаньминъюань был захвачен, разграблен и сожжен английскими и французскими войсками (Вторая Опиумная война, 1856 — 1860). Западные дворцы были уничтожены, сокровища вывезены в Европу. Китаю остались лишь развалины, которые являются и сегодня для китайцев одними из самых явных напоминаний о поражении, унижении, колонизации Китая. Неудивительно, что появление в 2009 г. на аукционе двух бронзовых голов из Юаньминъюаня вызвало бурю протеста в Китае и требования вернуть их на родину. Тогдашний владелец отказался это сделать. Но в 2013 г. французский миллиардер Франсуа Пино, владелец аукционного дома «Кристи», преподнес головы крысы и кролика Национальному музею Китая. Вероятно, не последней причиной для этого поступка были предостережения китайского правительства об ужесточении контроля за деятельностью дома в Китае. Но несомненно, что инспирированный скульптурами Юаньминъюаня зверокруг Ай Вейвея — одна из крупнейших и заметных передвижных современных выставок — также повлияли на решение Ф. Пино подарить Китаю столь символичные головы животных 18 в.

Новый Юаньминъюань в городе Чжухай. Китай.

Звериные головы Юаньминъюаня — мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, обезьяна, петух, собака, свинья — являются в Китае предметом художественных интерпретаций и сегодня. На сегодняшний день в городе Чжухай (Zhuhaj) полностью восстановлен один из «западных дворцов» с фонтаном-часами и головами животных (1992 — 1997 гг.), который с другими постройками и обширным парком образуют Новый Юаньминъюань. В Танъюане, например, установлен фонтан из голов зодиакальных животных, также инспирированный Юаньминъюанем.

Зверокруг Ай Вейвея уникальным поэтому назвать никак нельзя. Но он тот человек, кто обращением к распространенной в Китае теме поставил уже в европейском обществе вопросы колонизации и эксплуатации, исторической памяти, восстановления исторической справедливости, вслед за другими он задался очень неудобным на сегодня вопросом возвращения художественных ценностей, награбленных европейскими колонизаторами в 17 — 19 ст. в Африке, Индии, Китае.

Фонтан с головами зодиакальных животных в Танъюане. Китай.

Зверокруг Ай Вейвея — западная интерпретация зодиакального круга традиционным китайским мастером, который признан как самый востребованный китайский художник в современном постколониальном искусстве Запада.

Ай Вейвей, становление которого как художника проходило в Нью-Йорке, оперирует образами и методами, понятными и приемлемыми в современном европейском и американском художественном пространстве. Но впервые его методология поднимает вопросы столь неудобные. Если бы он не позиционировался как диссидент в коммунистическом Китае, мог бы он донести до широкой аудитории свои по сути патриотические мысли?

Новый Юаньминъюань в городе Чжухай. Китай. На переднем плане — восстановленные фигуры со звериными головами зодиакального круга. 1992 — 1997 гг.

Ай Вейвей помещает головы животных на шесты, в то время как в оригинале бронзовые головы крепились на сидящее человеческое тело, составляя с ним единое целое. Ай Вейвей создает образ сильный и эмоциональный. Словно черепа убитых, эти звериные головы водружены на победоносные шесты. При этом его зверокруг не шокирует, подобно звериным композициям, например, Демьена Херста. Ай Вейвей лишь дает путь к размышлению. Он предлагает вспомнить о Опиумных войнах с их разрушениями, мародерством со стороны англичан и французов, гибелью китайского населения в результате массового распространения опиума, который ввозила британская Ост-Индская компания.

Официальная страница выставки Ай Вейвея www.zodiacheads.com.