Дворец в Королевском парке (сад по-чешски) в Праге называется именем королевы Анны Ягеллонки (1503 – 1547) или же Анны Богемской, жены Фердинанда I, императора Священной Римской империи. Прогуливаясь перед дворцом королевы Анны и вспоминая её происхождение, её жизнь, её детей и внуков, мы понимаем, как жизнь одного человека может повлиять на историю в целом.
Королева Анна Ягеллонка или Анна Богемская. Её дедушкой по отцу был Владислав II Ягеллон или Ягайло, великий князь Литовский и король Польский, а бабушкой – Софья Гольшанская, последняя жена Ягайло, происходившая из православного княжеского литовского рода. История Ягайла и Софьи началась в маленьком городе в современной Белоруссии – Новогрудке, где была крещена Софья и где состоялась её свадьба с престарелым литовским князем.
Королева Анна была сестрой последнего короля Чехии из династии Ягеллонов – Людовика II (Лайоша II), который погиб (утонул в болоте) в битве при Мохаче в 1526 г. В этой битве венгры, чехи и хорваты потерпели поражение от войск османского султана Сулеймана Великолепного. Чехия же, после смерти Людовика Ягеллона, посредством брака Фердинанда на Анне Ягеллонке, навсегда перешла под власть австрийских Габсбургов.
Дети Анны Ягеллонки – польские и французские монархи. У Анны Ягеллонки и Фердинанда I было 15 детей. Жизнь некоторых из них связана со значительными фигурами и событиями в европейской истории. Две дочери, Елизавета и Екатерина, например, в разное время были супругами литовского князя и польского короля Сигизмунда II Августа, при котором была подписана Люблинская уния (1569), положившая начало новому королевству – Речи Посполитой. В роду французских Бурбонов также течёт кровь королевы Анны. Самый знаменитый из них – Людовик XIV, Король – солнце, по приказу которого был возведен Версаль. Ведь дочь Анны – Иоанна Австрийская – являлась матерью Марии, супруги первого короля из династии французских Бурбонов – Генриха IV. Того самого, который, несмотря на все старания Екатерины Медичи, смог пережить страшную Варфоломеевскую ночь.
Дворец королевы Анны – яркий образец дворцовой архитектуры в стиле Ренессанс. Дворец королевы отражает вкусы того времени. А жила Анна в эпоху Ренессанса. Дворец начали строить в 1538 г., когда королеве было 35 лет. Первоначально он был одноэтажным, второй этаж был достроен позднее, в 1550-х годах, когда Анны уже не было в живых. И при жизни дворец королевы, напоминающий легкий павильон, не был приспособлен для жилья. Здесь проходили празднества, давались представления для двора.
Темы рельефов дворца королевы Анны. Королева могла видеть, а возможно, и участвовать в выборе тем для рельефов. Рельефы дворца королевы великолепны. На одном из рельефов изображена сцена, много раз встречающаяся в живописи итальянского Возрождения. Мы видим Зевса в подобии лебедя, овладевающего Ледой, которая стала впоследствии матерью Елены из Спарты – Елены Троянской. «Леда», кстати, картина, которой заканчивается творческий путь Леонардо да Винчи. Но эта картина известна лишь в набросках великого мастера и репликах. Было бы приятно думать, что на рельефах ренессансного дворца королевы Анны в Праге мы видим одну из реплик этой темы известного мастера.
Вот ещё один рельеф дворца королевы Анны. На нем показана обнаженная полулежащая женщина с приподнятой рукой. Это тема с изображением Венеры будет повторяться в живописи более позднего времени. Заметим, что любовь к изображению женской спины всегда приписывался Энгру, здесь же видим прекрасный образец изображения женщины в подобном ракурсе в эпоху Ренессанса.
Эти ельефы, где центральной фигурой является прекрасная женщина, женщина-мать и женщина-богиня, несомненно были посвящены той женщине, именем которой и был впоследствии назван дворец. Стоя около дворца, мы видим удаляющуюся вдаль перспективу красивейшего парка Европы. Дворец королевы Анны словно замыкает прямоугольное пространство этого парка. Если бросите взгляд влево – вы увидите панораму башен Пражского града и фасад собора святого Вита. В этом соборе королева Анна нашла свое последнее пристанище.